«Пишу про свой стыд и страх»: как фокусироваться на творчестве, пока мир в огне
Вместе с участни_цами лаборатории фем-письма «Растяжение» обсуждаем, как после череды кризисов дать себе разрешение писать.
Лаборатория фем-письма «Растяжение» для женщин, транс и небинарных людей прошла летом 2022.

«Растяжение» объединило более 30 беларусских писатель_ниц и поэт_есс, которые хотели поработать с личным опытом эмиграции или жизни в Беларуси после 2020.

Мы поговорили участни_цами лаборатории, тексты которых вошли в итоговый сборник, об их отношениях с Беларусью и творчестве.
Алёна,
Минск

С 2020 изменилось очень многое, в том числе мои отношения с письмом. Я чувствую тревогу, небезопасность, досаду, злость, грусть – и вместе с этим огромную надежду, общность и любовь. Мне хочется делиться этим в меру своих сил.

Раньше из-за неуверенности мне было больно и тяжело показывать свои тексты другим людям. Постепенно я приняла, что текст – это коммуникация. Если мы с читатель_ницей слышим друг друга – это чудо. Я никогда не скажу: «Мои тексты нужно читать вот так». Мне интересен разговор, интерпретация. Сейчас стараюсь чаще показывать тексты людям напрямую: важно чувствовать живой контакт.

Мне и раньше были важны темы сострадания, сопричастности, сестринства – но теперь потребность говорить об этом стала более ясной и четкой. Я долго не знала, как и что писать, спрашивала себя, как мне быть честной в своей истории. Я знакома с техниками документального письма, но для меня они оказались неподходящими. Я пришла к какому-то поэтичному, метафоричному языку.

Сейчас ощущается много горечи от разбитого мира, от потерь и утраты связи. В тексте я попыталась протянуть руку к себе и к своим друзьям, которые сейчас в разных местах и в разных состояниях. Хочется думать, что наши связи не потеряны, и мы сможем восстановить их. Своим текстом я пытаюсь нащупать, как нам двигаться в эту сторону.
наш корабль разбился об айсберг, напоролся на нож, на кита, на гигантскую черепаху или попал в механические заводские жернова.

может, он просто сгнил, а мы и не заметили,
отвлекались,
лопали шарики в телефоне,
подавали документы на визу

«Пчела в горле»
Алёна И.

ВИКА,
Минск
В 2020 мне было 18 лет, и тогда я осознала себя как литераторку. После августа я почувствовала сильное желание делиться тем, что пережила. Стала не только больше писать, но и показывать тексты другим людям. Ходила на Стрельцовские чтения, «Фэст аднаго верша». Несколько раз участвовала в читках проекта «не трогай», но поняла, что мои тексты не очень подходят для бара, куда люди приходят выпить.

Сложно объяснить, что изменилось в моей жизни с 2020. Кажется, что изменилось всё. Мои ровесники и знакомые массово уехали из страны. Кто-то на учебу, кто-то – по политическим причинам. Часть людей не планирует возвращаться в Беларусь.

В лаборатории «Растяжение» я написала текст о том, что происходило со мной и моими близкими в 2020. Я хотела еще раз прожить это и доказать себе реальность этого опыта. Для меня текст работает как документальное подтверждение, как дневниковая запись: да, это случилось, вот дата и место этого события.

Я решила написать этот текст, чтобы в некотором смысле оправдать себя. Часто казалось, что я сделала недостаточно. Перечитывая стихотворение, я понимаю: мне не за что себя винить.
з маленства адчувала сябе лішняй, іншай, чужой. цела было
складаным пытаннем
было працягам іншых целаў — кагось з маіх бацькоў, калі я
трымала іх за руку на
пераходзе. цела мне замінала, рабіла сваёй закладніцай

я ніколі не ведала, што цела можа стаць часткай народнага
маршу

і вось мне васямнаццаць
я займаюся бяздумнай працай у масмаркеце за 4 рублі
ў гадзіну.
мой першы дзень волі быў у адзінаццатай клясе, ня тое каб ён
мяне вельмі ўразіў
першы мітынг быў у парку дружбы народаў —
тады я пабачыла ў адным месцы столькі людзей, аб’яднаных
ідэяй

*
пасля галасавання брат адвёз мяне дамоў
з 5 чалавек у сям’і галасаваць прыйшлі мы ўдваіх
дамова была нікуды не ісці, была дамова:
nobody wants their parents
to get hurt

«ці быў выбар?»
Вікта Т.


з Іллей мяне пазнаёміў мой аднакласнік _______
калі на зімовых канікулах прыехаў з Масквы, дзе вучыцца
мы ўтраіх віравалі па асмалоўцы, заходзілі ў пад’езды, падвалы
звычайныя прыгоды звычайных падлеткаў
ён расказваў, як не прайшоў на архітэктара
сфоткала яго пад сонцам: кучаравы, прыгожы
Ілля палітвязень с той самай восені

«ці быў выбар?»
Вікта Т.

Маша,
ВИЛЬНЮС
После 2020 я очень повзрослела. Переехала в другую страну – и это был не просто переезд, а сепарация. До отъезда я жила с мамой, из Минска никуда не выезжала. В Вильнюсе начала учиться жить сама: как готовить, как стирать, как себя обеспечивать. Но это нетрудно. Труднее не знать, когда я смогу вернуться домой. Смогу ли вообще это сделать?

В 2020, когда начались протесты, я написала свое первое стихотворение. Переехав в Литву, я утратила способность писать. Даже не помню, чем занималась первое время. Просто смотрела видео на Youtube целыми днями.

Постепенно я вернулась к творчеству, но потом случилось вторжение России в Украину. Сначала меня парализовало, а потом я как будто привыкла – и это было еще страшнее.

Я не пишу на тему войны, потому что это не мой опыт. Моя история – это опыт протестов. И я точно знаю, что имею право об этом говорить.
Я часто думаю о причинах, по которым уехала. Может, мне вернуться домой? И всё будет как раньше? Но там больше нет этого друга. И того. И той подруги нет. Пустеют пространства. Я не знаю, кем стану там. И не знаю, страшнее ли это, чем быть здесь. Психотерапевтка спрашивает: “Какого вы размера? сколько вам лет” — я отвечаю: “Маленькая, шесть”.

«Автобус без конечной»
Маша
ВИКТОРИЯ,
ВАРШАВА
Я покинула Беларусь, потому что у меня было два задержания и отчисление из университета по политическим причинам. Отъезд был очень тяжелым решением. Я до последнего не хотела этого.

С 2020 моя жизнь превратилась в бесконечное сражение. То я боролась с деканшей, которая хотела меня отчислить, то в тюрьме читала лекции о БЧБ-флаге. Раньше я жила очень спокойно, и если бы не мои действия в 2020, продолжала бы так жить. Я много раз задавала себе этот вопрос: жалею ли я? Не жалею.

Когда меня посадили, думала: вот сейчас как выйду, как напишу! Вышла – и ничего не написала. Не было слов для этого.

Я пошла в лабораторию, чтобы расписаться после этого долгого молчания.

Теперь я вижу жизнь через призму политики, и письмо тоже через нее проходит. Пишу в основном прозу, завела канал, где я рассказываю о жизни в Польше и о своих чувствах. В письме появилась некоторая «беларускасць». Раньше я писала просто про абстрактных людей, а сейчас хочется именно про Беларусь.

Для сборника я написала терапевтический текст. Не думаю, что это лучшее, что я могу написать, но мне важно было зафиксировать тот опыт. Последние два года на меня сильно повлияли – и текст стал как будто сжатым содержанием этого времени, калейдоскопом событий, произошедших со мной.

Мне важно было озвучить произошедшее и сделать его реальным.
В условиях несвободы ты невольно испытываешь
благодарность за базовую человечность. Когда милиционер
отвёл меня в туалет, я раз десять сказала “спасибо”.

«Кабинеты и бумаги»
Виктория С.
АНТОН,
ВАРШАВА
Я переводчик и преподаватель английского. Люблю заниматься садоводством, медитацией и кататься на велике. Уехал из Беларуси в конце августа 2021, потому что боялся преследований.

С 2020 я сменил страну дважды: сначала переехал в Украину, а потом из Украины в Польшу. Поменялся мой круг общения: какие-то люди остались в Беларуси, какие-то – в Украине. Поменялась моя профессиональная жизнь. Часть доступных мне работ осталась в Минске, мои ремесленнические подработки, вроде создания свечей, вместе со всеми материалами и формочками остались в Киеве. После переезда в Варшаву у меня началась депрессия, и стало вообще трудно чем-либо заниматься.

Я пишу стихи больше десяти лет. С большего – в стол. В университете ходил на читки и даже сам их устраивал. Какое-то время публиковался в интернете, в каких-то солянках и сборниках на стихи.ру. Писал пьесы: некоторые для себя, некоторое – для тусовок. Например, на одну слэшерскую тусовку я принес свою пьесу и заставил всех в ней участвовать. Мы это сняли на видео, и – к моей радости и тревоге – это видео до сих пор существует в интернете. Сейчас я с большего тоже не показываю свои тексты. Порыв к тому, чтобы их опубличивать, у меня есть, но стыд сильнее.

После коронавируса и 2020 я начал вести дневник. Мне всегда казалось, что клево было бы обработать этот дневник и превратить его в цельное законченное произведение. Но пока я просто нарабатываю материал.

В сборнике хотелось рассказать о вещах, о которых мне стыдно и неловко говорить. Опубличивая свои переживания, я хотел справиться с этим стыдом и неловкостью. Я написал стихи – и больше их не перечитывал.

Для меня это был первый шаг – перебороть страх.
на нечётной стороне истории
замерли или убежали
оставили осколки под кожей
как чешуя
переливается
улыбаюсь — за это мне не стыдно
помогаю
киваю головой и ухожу
лучший языковой выбор
не говорить вовсе
кажется проспал всю жизнь
пропустил сигнал старта

репетировал слияние с солнцем
через семь миллиардов лет

«Без центра»
Антон Климович
я пересказал это вам
ты плакала на кровати
в комнате с бетонными некрашеными стенами
с сине-розовым пятном напротив двери
я подарил на прощание варган
всех поцеловал в щёку
закрыл за вами дверь
мыл посуду и плакал
ночевал там в последний раз
год назад
в ночь на четвертое августа

«Без центра»
Антон Климович
тоскливо даю интервью
об архитектуре

— В новый районах проще, там не так
отработаны манёвры задержания.

о культуре
протестах
квир-миграции
сказанного всегда недостаточно
спросите кого-то настоящего
красноречивого
испытавшего больше

«людям не место в тюрьмах»

«Без центра»
Антон Климович
Zero block
Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
create your own block from scratch
Made on
Tilda