— Я называю себя феминистской и квир-писатель:ницей, и это важные для меня идентичности. Они, как мне представляется, довольно очевидно прослеживаются в моих текстах. Что касается «чорнага леса», то там все главные герои:ни — женщины и гендерно вариантивные персоны. Кроме того, там есть тексты, в которых я исследую, как на русском и беларусском языках можно говорить из опыта небинарности так, чтобы этот опыт не являлся главной темой текста, а был лишь одной из идентичностей персоны. Кроме того, у героинь текстов есть выраженная агентность. Они находят возможность сопротивляться. Находясь в гуще монструозных событий, руками и ногами отбиваясь от ужаса, который на них набрасывается, они ищут жизнеспособные траектории двигаться дальше. Моя стратегия в том, чтобы не просто обозначить, где болит, а показать варианты обретения внутренней силы. Также в моих текстах выражена телесность — я исследую, как травма (да и вообще любой опыт) реализует себя через тело. Сексуальность — еще один важный аспект моего письма. Я стараюсь писать о ней прямо, не впадая в невнятные эвфемизмы.
Что касается видимости, то я думаю, что беларусская литература, как и любая другая европейская литература, неизбежно со временем придет к тому, что женщины и квиры получат доступ к литературному процессу в полной мере. У нас будет литература, способная схватывать многообразие, в котором мы живем. Но этот переход не случится сам собой. Растущая слышимость феминистских и квир-голосов связана с тем, что люди осознанно создают пространства, которые работают с этими оптиками. То есть тут нет никакой загадки — просто наконец появились платформы, опен-коллы и писательские лаборатории, которые создают необходимую для литературной деятельности среду. Важно понимать, что литературный процесс устроен таким образом, что, сколь бы талантливыми и новаторскими ни были тексты, если тебе негде публиковаться, если не существует инфраструктуры, которая бы доносила твой текст до читательниц, то тебя как актора культурного поля не существует. Тексты, лежащие в столе, не могут ни на что повлиять. Поэтому то, что существуют
«Уж»,
«Расцяжэнне»,
«Фігуры замоўчвання»,
«Sztuka», то, что произошел перезапуск
«Літрадыё» и появилось новое издательство
«Мяне няма» (последние две институции не обозначают себя напрямую как феминистские или квирные, но кажутся дружественными и открытыми для разных текстов) — все это создает небольшие и немногочисленные, но возможности. Вторая причина, помимо появления мест для публикации, мне кажется, в том, что сейчас строятся сообщества, где письмо воспринимается не как никому не нужное хобби, а как серьезное самостоятельное занятие. По опыту лаборатории фем-письма «Расцяжэнне» я видел, как эта атмосфера ценности побуждает людей писать намного чаще и больше. То есть, если подытожить, усиление фем- и квир-голосов достигается преимущественно за счет двух вещей: создания пространств для письма, взаимного чтения и поддержки — и создания пространств для публикации. При этом что касается области книгоиздательства, то там, как мне кажется, сейчас не ведется работа по поиску и взращиванию молодых авторов и авторок. В последние годы беларусские издательства не публиковали (за очень редким исключением) дебютные книги. Сейчас издают практически только тех, кто уже издавался ранее. Если посмотреть на издательства других стран, мы увидим, что в целом это не характерная ситуация для литературного процесса. Будем надеяться, что и в беларусской литературе ситуация в будущем изменится.