«Что, если они узнают имена всех ЛГБТК-людей, если за всеми нами придут?»: о том, каково жить в Беларуси в 2022 году
Когда Антось готовил проект, война в Украине еще не началась:
– Думаю, если бы я делал эту работу сейчас, она была бы другой. Размышления об идентичностях связаны с тем, как я представляю свое будущее, с тем, с какой дискриминацией я уже столкнулся, какие тревоги и страхи меня одолевают. И война, конечно, занимает в этом много места. Я боюсь, что она может передвинуться и к нам.
Опыт несвободы для художника связан не только с квирностью, но и с тем, как в Беларуси подавляются гражданские права:
– Я работаю в госструктуре, в сфере образования, и чувствую, как там усиливаются позиции идеологии, как смещаются акценты и перенаправляется внимание. Теперь в каждом беларусском университете есть проректор, который следит, чтобы все было «как надо». После выборов резко увеличилось количество камер, появились слухи о том, что в каждой группе есть стукач, который все доносит в деканат – все это порождает самоцензуру. При этом у тебя нет никакой правовой защиты. Каждый день ты думаешь о том, что будет, если в твою дверь кое-кто постучится. Когда МВД опубликовало «покаянные» видео гомосексуальных мужчин [речь о задержании пресс-секретаря А1 Николая Бределева и директора по маркетингу Hyundai AutoGrad Сергея Бабашкова, которых силовики принудили на камеру рассказывать подробности о своей личной жизни – прим.ред.], у меня появились мысли, которые крепко засели в голове несмотря на абсурдность: а что, если они узнают имена всех ЛГБТК-людей, если за всеми нами придут? Любая квирность для подавляющего населения Беларуси – это нечто стыдное.
«И эстетика, и биография»: как создавалась серия
Что касается художественного языка коллажей, то он вызревал в процессе работы:
– Изначально я не предполагал использовать в коллажах картины именно Марка Шагала. Предполагалось, что это будут произведения разных художников из разных эпох, с которыми я чувствую какую-либо связь. Но в процессе я остановился на одном художнике, потому что у него есть все, что мне надо взять. Фрагменты моих фотографий черно-белые, потому что я воспринимаю их как более насыщенные и эмоциональные. Рядом с яркой палитрой Шагала они создают контраст, над которым мне хотелось поразмышлять. Снимки я не планировал заранее. Отбирая картины и осмысливая их связь со своим опытом, я понимал, какие фотографии хотел бы добавить.
Выбирая художника для взаимодействия с его работами, Антось опирался не только на визуальное:
– Мне была важна и эстетика, и биография. У Шагала был любимый город, который влиял на его творчество, и у меня такой есть. У Шагала была одна любовь, и я мой опыт тоже про долговременное чувство. Мне нравится то, как Шагал размещает объекты в пространстве, как их окрашивает. Люди и животные у него не обладают цветами человеческой кожи и звериной шерсти – они синие, зеленые, красные, какие угодно. Кроме того, большую часть жизни Шагал провел в эмиграции. Мысли о том, чтобы уехать, у меня давно, и сейчас этот план становится все более вероятным. К тому же, Шагал – еврей, и у меня тоже есть еврейские корни.